РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.12.2001 N ГКПИ 2001-1723 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ДОХОДНЫМ СЧЕТАМ МПС, УТВ. ЦБ РФ N 82, МПС РФ N ЦФ-244 25.03.1994
По состоянию на ноябрь 2007 года
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2001 г. N ГКПИ 2001-1723
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению администрации Хабаровского края о признании
недействительным и не подлежащим применению Положения о порядке
проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденного
распоряжением Заместителя Председателя Центрального банка
Российской Федерации от 25 марта 1994 г. N 82, распоряжением
Заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации
N ЦФ-244, в редакции Указания ЦБ РФ от 26.12.1997 N 105-у,
установил:
распоряжением Заместителя Председателя Центрального банка
Российской Федерации от 25 марта 1994 г. N 82 и распоряжением
Заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации N ЦФ-244
было утверждено Положение о порядке проведения операций по
доходным счетам МПС (далее - Положение).
Администрация Хабаровского края обратилась в Верховный Суд
Российской Федерации с заявлением о признании указанного Положения
недействительным и не подлежащим применению с момента принятия.
В обоснование заявления указано, что Положение не может
служить основанием для регулирования соответствующих
правоотношений, поскольку оно не прошло государственной
регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, и
противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации Хабаровского
края Знаменская Т.И. поддержала заявленные требования и просила
удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Центрального банка Российской Федерации
Тимербаева С.М. и представитель Министерства путей сообщения
Российской Федерации Попов В.В. требования администрации
Хабаровского края не признали и просили суд отказать в их
удовлетворении за необоснованностью.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и
изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., просившей суд
отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд полагает,
что заявление администрации Хабаровского края не подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
Из Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763
"О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти" и Постановления Правительства Российской Федерации от
13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации" следует, что ими регламентируется
порядок подготовки, государственной регистрации, опубликования и
вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О
структуре федеральных органов исполнительной власти", принятым в
соответствии со ст. 112 Конституции Российской Федерации и
Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской
Федерации", утверждена структура федеральных органов
исполнительной власти.
Центральный банк Российской Федерации в эту структуру не
входит.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и
деятельности Центрального банка Российской Федерации определяются
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими
федеральными законами.
Согласно ст. 5 названного Закона Банк России подотчетен
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в
пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности,
федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка
России по реализации его законодательно закрепленных функций и
полномочий.
Таким образом, Центральный банк Российской Федерации не
относится к федеральным органам исполнительной власти, для которых
Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 и
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997
N 1009 установлен порядок принятия, государственной регистрации и
опубликования нормативных правовых актов. В связи с этим доводы
заявления о том, что оспариваемое Положение не подлежит
применению, поскольку после его принятия не было зарегистрировано
в Министерстве юстиции Российской Федерации, являются ошибочными.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России по
вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты,
обязательные для федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, всех юридических и физических
лиц. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их
официального опубликования в официальном издании Банка России
("Вестнике Банка России"), за исключением случаев, установленных
Советом директоров.
Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие
права, свободы или обязанности граждан, должны быть
зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в
порядке, установленном для регистрации актов федеральных
министерств и ведомств.
Приведенная норма о регистрации нормативных актов Банка России
в Министерстве юстиции Российской Федерации вступила в силу с 4
мая 1995 г. (дата опубликования в "Российской газете" Федерального
закона от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке
России)").
Оспариваемое Положение было принято до 4 мая 1995 года, то
есть в период, когда регистрации нормативных актов Банка России в
Министерстве юстиции не требовалось.
Не подлежали такой регистрации и внесенные Банком России
изменения в Положение от 30.10.95 N 201, от 26.05.97 N 453, от
26.12.97 N 105-У, поскольку ни само Положение, ни эти изменения
непосредственно не затрагивали права, свободы или обязанности
граждан.
Утверждение представителя заявителя о том, что Положение носит
межведомственный характер и МПС РФ обязано было зарегистрировать
его в Министерстве юстиции Российской Федерации, суд находит
несостоятельным.
Из названия Положения и его содержания следует, что оно
касается только доходных счетов Министерства путей сообщения
Российской Федерации и не содержит правовых норм, обязательных для
других федеральных органов исполнительной власти.
С доводами заявителя о том, что Положение противоречит
Налоговому кодексу Российской Федерации, суд также согласиться не
может.
Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации
законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения
по установлению, введению или взиманию налогов и сборов в
Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе
осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых
органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к
ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оспариваемое Положение не регулирует вопросов, связанных с
налогообложением и сборами, а устанавливает порядок проведения
операций по доходным счетам МПС.
Компетенция Банка России по установлению такого порядка
основана на положениях пунктов 4 и 5 ст. 4 Федерального закона "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)",
закрепляющих право Банка России устанавливать правила
осуществления расчетов и правила проведения банковских операций в
Российской Федерации.
Не находит суд противоречий между предписаниями Положения и
ст. ст. 861 и 862 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона "О
федеральном железнодорожном транспорте" порядок формирования
доходов железных дорог, получаемых от перевозок, устанавливается
федеральным органом исполнительной власти в области
железнодорожного транспорта с учетом конкретного вклада каждой
железной дороги в перевозочный процесс.
При таких обстоятельствах предписания Положения о том, что
"денежные поступления от перевозок, зачисляемые на доходные счета
МПС, открытые железными дорогами, принадлежат им не полностью и
должны распределяться между железными дорогами - участницами
перевозок" (п. 2), соответствуют вышеприведенным положениям
Федерального закона.
Вышеизложенное в полной мере относится и к предписанию п. 3
Положения о том, что "владельцем и распорядителем указанных
доходных счетов является МПС".
Доводы заявителя о противоречии Положения пункту 9 Указа
Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 "О
мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных
платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного
обращения" также являются несостоятельными, поскольку Положение не
содержит предписаний, позволяющих железным дорогам "вносить
наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов
(в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет".
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации
ненормативный акт государственного органа или органа местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам
и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными.
Поскольку в судебном заседании не установлено, что
оспариваемое Положение не соответствует закону или иным правовым
актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы
заявителя, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской
Федерации
решил:
администрации Хабаровского края в удовлетворении заявления
отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после
вынесения решения суда в окончательной форме.
|
|